Previous Entry Share Next Entry
Антон Бредихин. От советского народа к российской нации
bredikhinav wrote in eurasianunion
Оригинал взят у bredikhinav в Антон Бредихин. От советского народа к российской нации
Потребность создания закона «О российской нации» сегодня объясняется запросом нашего общества, внутренними и внешними вызовами. Подобного закона не было в нашей новейшей истории, и, пожалуй, фактор прецедентности подтверждает его уникальность. Вопрос общей национальной идентичности стал на повестку дня не сегодня и не вчера, однако её правовое закрепление говорит о готовности нашего многонационального народа к новому шагу в деле укрепления государства.
Закон инициировали члены Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, среди которых значимая часть является руководителями федеральных национально-культурных автономий. А это показатель того, что здесь нет места вопросу ущемления прав народов России. Наоборот, они хотят большего сплочения и единства.
Заметим, что российская нация ни в коем случае не заменит русский народ. И тем более не растворит этническое многообразие Российской Федерации. Как отмечает экс-министр по делам национальностей и научный руководитель Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, д.и.н. Валерий Тишков, «ещё в XIX веке наши путешественники, которые первые посещали северные народы, в своих книгах, в своих отчётах писали: «Ну вот ещё 10–20 лет тунгусы, или самоеды вымрут, их не будет, языки их тоже исчезнут...» Прошёл ХХ век, и с территории нашей страны фактически не исчезла ни одна этническая группа. Ни один народ».
Российская нация начала формироваться гораздо раньше 1991 года и вошедшие в историю слова «дорогие россияне» Бориса Ельцина не выступают подтверждением его авторства в создании общенациональной идентичности. Российская нация имеет дореволюционные корни. Известный кубанский историк Фёдор Щербина воспринимал «российскость» как «совместничество», способствующее единству в системе сложных и порой противоречивых отношений России с горскими народами. А, например, научно-педагогическая кавказоведческая школа В. Виноградова видит в «российскости» «генеральный фактор русско-кавказского сближения и единства».
В то же время, сегодня ставится задача формирования российской идентичности, основанной в лучших традициях «дружбы народов» и во многом пересекающейся с историческим предшественником – советским народом. Ряд исследователей, определяя понятие «советскость», видят в нём гражданскую идентичность, не привязанную к этничности, и в то же время советский человек должен владеть русским языком и быть приобщённым к русской культуре. Как итог подобного подхода – использование в странах Европы и США термина «русский» по отношению ко всем жителям республик бывшего СССР.
Здесь же можно провести историко-филологическую параллель с использованием в современном украинском языке слова «росіянин» в качестве обозначения русского, притом как жителя России, так и жителя Украины. Кстати, используемое в Конституции Российской Федерации понятие «многонациональный народ Российской Федерации», по мнению ряда экспертов, фактически тождественно понятию «советский народ».
В то же время, принятие закона «О российской нации» позволит дать чёткий ответ проявлениям сепаратизма и национализма. Не обойдёт он стороной и казачий вопрос. Сегодня сложилась ситуация, когда всё больше людей говорят о казаках как об отдельном народе, требуют не только автономию, но и суверенитет. Негативные последствия данных тенденций могут привести к дестабилизации страны в целом. Казаки испокон веков выступали «воинами Христовыми», верными защитниками Российской государственности. Как писал Лев Толстой, «граница родила казачество, а казаки создали Россию».
В последнее время органами исполнительной власти, ответственными за государственную национальную политику, функции которой передавались от Министерства регионального развития Российской Федерации к Министерству культуры Российской Федерации, а сейчас Федеральному агентству по делам национальностей, проведена колоссальная работа в деле укрепления общенационального единства.
Приняты и реализуются Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года.
Кроме того, реализуется федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)».
Программа предполагает переход от ситуативной и бессистемной поддержки отдельных мероприятий в субъектах Российской Федерации к проектно-целевому финансированию проектов и комплексов мероприятий в сфере государственной национальной политики. К 31 декабря 2016 года будет завершена разработка государственной программы «Реализация государственной национальной политики». Ведутся работы по проведению Года российской нации.
Закон «О российской нации» будет гармоничным продолжением проводимой государством работы в деле гармонизации межнациональных отношений, укрепления общенациональной идентичности. Его реализация может стать новым периодом для нашего государства – временем национального единения и согласия.

Антон Бредихин – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра политологических исследований ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», научный сотрудник Центра проблем развития и модернизации ФГБНУ «Национальный институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук».
Литературная Россия




?

Log in